Журнал.
УДК 821 Электронная версия Смена языка Change language Карта сайта ПУ22 \ Резервная
библиотека \ Карта резервной. Библиотеки \ |
темы сайта: образование,
профессии, творчество ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Москвы Как кончилась разруха в училище \\ Перечень Проблем \\ Рождение ШКОЛЫ ГЕНЕРАТОРОВ ИДЕЙ \\ Туристические тропы педагогики \\ Хроника пикирующего
менеджера \\ Бизнес для антиподов или Золотая Лужа
\\ Испытание экзаменом и триумфом \\
голос самозащиты образования
\\ Учитель 2000 \\ преступный замполит \\ тёплая печка \\ печь или не печь? \\ зачем
компьютер токарю? \\ учиться с дивана \\ сколько надо профессий? \\ и др. Испытание экзаменом и триумфом (продолжение 2 Золотой Лужи) … вдруг за день до конкурса разразился ещё один неожиданный кризис. У достаточно взрослых ребят начался почти безотчётный страх. Опыта публичных выступлений у них не было. Экзамены в школе дали опыт страха и стресса. Повторить это добровольно никто не пожелал. Инстинктивно они уклонялись от очередного возможного стресса. Они и не чувствовали себя в чём-то иными после немногих занятий со мною, чтобы кого-то где-то побеждать публично в интеллектуальных соревнованиях. И… И они пока "не испекли своего пирога" для угощения, а участие в выносе чужого "пирога" ощущалось малость неловким… Хотя они поняли, что там нет честной игры и быть "святее попа" – глупо даже… И всё же… Всё же две трети группы отказалось от выступления, объявили себе "каникулы" до нашего возвращения из "боя"… Как бы ни были красивы идеи, но защищать их при наличии от этого личного дискомфорта кинутся не многие, даже при отсутствии риска для жизни и карьеры. Вот почему большинству недоступны понимание (и копирование) подвигов Гражданской войны и Второй Мировой, подвиги в науке и на стройках страны, на целине… Движение цивилизации возвышали всегда отчаянные одиночки, а "большинство" прогресс чаще придушивало и утапливало. В стране "торжества большинства" правила для
носителей идей и толкателей прогресса должны быть особыми, отдельной частью
законодательства и отдельной группой правил поведения общества. Каковы условия новаторам, такова и судьба страны,
народа. Роли выпавших из спектакля "артистов" оставшиеся учили в "пожарном порядке". И это только добавляло им страху. Будь на моём месте штатный обученный психолог, он не пошёл бы на риск с такими выступлениями, с возможным провалом. Да что там "возможным"! Рядом с неоднократными участниками новички в такой ситуации должны были "провалиться"! В коридорах перед конкурсом мои ребята почувствовали себя, как в музее. Вся люди и обстановка были новыми. Кто тут кто? Когда запустили в аудиторию для рассаживания, я выбрал своей команде место в среднем ряду, дальнем от окна. Всех видно, и мы – не первые, не последние. Но грянул ещё один кризис. В зале оказалось около 80% девочек, и мои воспитанники чисто "мужского монастыря"[1] наотрез отказались "позориться" перед девчонками. Честь училища тут была не выше собственной. Приказ был не возможен. "Пряников" в моих руках не было. Помощь пришла от участников конкурса. Первыми "выпустили" младших школьников, и их выступления без улыбки смотреть было трудно. И их бизнес-предложения были наивными.[2] - Вы же не дадите сказать, что вы слабее этих маленьких девочек? – спросил я своих бойцов. - Вы не себя показывайте, вы идею покажите, как гранату в вытянутой руке! Ребята заулыбались, трое согласились выступить и снова начали "зубрить" роли, а остальные хмуро съёжились… Выступления шли, а нас не вызывали… Страх перешёл в недовольство. Без перерывов и без подкармливания прошло 4 часа. Ребята уже рвались домой со злостью.[3] Когда хочешь поесть, на сцену не тянет.[4] Моя задача облегчилась, т.к. злость сняла робость. - Вы учтите, что и комиссия проголодалась, поэтому им не до вопросов. Да и общее настроение зала не даст им затягивать время вопросами. Предлагайте им прочесть распечатку, там подробно даны все ответы. Наконец, вызвали команду ПУ22. Трое смельчаков вышли с проектом "Учитель 2000". Комиссия и зал оживились, т.к. предлагалось изменить всю систему преподавания, назывались огромные цифры доходов… Для доклада следующего проекта осталась та же троица, и комиссия попробовала возражать! Но на обложке всех проектов значился весь список команды, включая не пришедших. И разбивка на группы была нашим личным делом. Пришлось и мне выступить, сказав, что часть ребят больны (декабрь на дворе), поэтому надо поощрить смельчаков, представляющих и свои, и чужие проекты.[5] И пять проектов подряд дались им невероятно трудно.[6] Они чуть со сцены не бросились в коридор после выступления. Когда вскоре выступления кончились, и объявили перерыв на подведение итогов, никто из моих героев не хотел оставаться на процедуру награждений. Все были уверены в своём провале, о призовом месте не помышляли даже шутя. - Представляете, - сказал им я. – Вызывают вас после перерыва получить Первый Приз, а Вас – нет. Как мне стыдно будет! И приз отдадут другим![7] Никто не поверил в реальность приза, но в неловкость подобную загнать меня - они не хотели. - Ну ладно, - уступили, - посидим уж ещё 15 минут. Перерыв затянулся. Как потом оказалось, в комиссии шёл большой спор за присуждение мест. Конкурсные работы не все добросовестно читали. А на места были протекции. И мы в этом мире были пришлые и чужие. И даже для меня стали шоковыми следующие недолгие минуты раздачи пяти призовых мест (по положению о конкурсе). Шутка моя воплотилась, и ребят позвали на аплодисменты за второе призовое место… сразу за три из 5 представленных ими проекта! Ребята не могли выйти из-за столов. Им это казалось похожим на дикий розыгрыш! Им помнилась их неловкость, а не значимость ими произнесённого! - Что я вам говорил! – Пытался я привести их в чувство. – Из 5 ваших гранат три рванули![8] Шутка – лучшее лекарство во многих ситуациях. И в каверзных, и в безвыходных. Мы возвращались в ПУ именинниками. Только когда миновали все страхи, ребята иначе слушали мои цитирования из проектов, возвращая их к смыслу того, что они сейчас предлагали. - Вы и учебники не пытайтесь просто заучить, вы постарайтесь запомнить смысл и полезные применения, - продолжал я свои "уроки без экзаменов"[9]. В ПУ22 наше признание в получении 2-го места тоже сначала приняли за шутку. Мы были голодны, устали, и нам было почти не до шуток. Куратор нашего ПУ от Управления образования была в комиссии конкурса, и сразу подтвердила директору по телефону весть о нашем успехе. Герои выступления сразу примерили свою первую популярность. Победители не зазнались. Но робости в них поубавилось. Жаль было "дизертиров". К ним покаяние за усиление наших мук не пришло. Главное – были созданы живые примеры, в мою Школу ещё пришли желающие. ПУ расхвалили на окружном совещании, хотя больше пока ему хвастать было нечем. Неожиданно, станочники – с компьютерными проектами! Кому-то вспомнилось, что Кузнецов – доктор педнаук. Хотя он тут был и ни при чём. А меня он прятал, как незаконно принятого психологом. А ведь моя психология была неплоха! А? Знали бы мы, что нас ждёт ещё не одно потрясение! |
Раскрутись на миллиард посетителей! \ обо мне
Обновление:
04-05-2013pu
[1] В ПУ 22 девочек не набирали.
[2] Например, сшить платье и танцевать у "Детского Мира" на Лубянке, за милостыню уличному артисту.
Ученика любой специальности это будет отвлечением от обучения специальности, а богатым его не
сделает. Можно не окупить платье, и не заработать на его химчистку и ремонты. Не до хлеба…
И в людных местах артисты уже перебивают друг другу заработки.
[3] Шло плановое преступление против правил Охраны Труда педагогов и учащихся.
[4] Равенства условий участников конкурса тут нарушается резко. Нарушается и равноправие по ст. 136 УК
РФ. А что им, если они заранее уже шли на нарушение двух десятков статей УК? (см. перечисление
в примечаниях к публикации тут)
[5] Эта возможность не запрещалась условиями конкурса.
[6] Тут мало говорить о способностях памяти. Ребята впервые вышли на такое публичное распятие, не имели
опыта конкурсов или эстрадных выступлений в школе и ПУ. А ведь ещё члены комиссии пытались
создать каверзы своими вопросами.
[7] Мне, как "психологу по штату", удалось остановить их необычностью (до идиотичной невероятности)
предложенной ситуации. И ощутить сочувствие к возможности моего положения. И вёсёлое сожаление
к невозможно возможной утрате.
[8] В душе я лелеял надежду хоть на последнее (пятое) призовое место, хотя понимал, что они заранее
поделены, а необъективность в таком шоу – не наказуема. Для меня самого это решение было шоком.
[9] Одно из моих способов усилить запоминание – освободить от страха за оценку, от кары за забывчивость.
Ответ должен приходить, как реакция боксёра, как реакция рыбака на поклёвку, как реакция водителя
на дороге.